Аркадий Гинделес о реконструкции улицы Свердлова: Нам не все равно. Мы здесь живем.
Почти двадцать псковских архитекторов предпочли новогодним праздникам работу над уникальным проектом.Первого февраля ОАО институт «Псковгражданпроект» должно представить в Москву проект реконструкции улицы Свердлова в Пскове. В случае положительного решения область получит из федерального бюджета средства на реконструкцию значительной территории в центральной части нашего города. Более подробно о работе над проектом «Псковской правде» согласился рассказать генеральный директор института Аркадий Гинделес.
– На самом деле улица Свердлова – это достаточно большой комплекс, который тянется от реки Великой до реки Псковы, – уточняет Аркадий Феликсович. – В него входят Петровские бастионы, крепостная стена Окольного города, Летний и Ботанический сады, памятник Пушкину, парк игровых аттракционов и два сооружения: Зеленый театр и так называемая «таблетка».
По предложению архитектора Владимира Шуляковского существующий в Ботаническом саду фонтан будет дополнен новыми элементами.
Проведение реконструкции позволит придать одной из исторических улиц Пскова современный вид и привлечь в город новых туристов, ведь здесь проходят многие туристические маршруты. Особенно важен Петровский бастион. Объектов фортификации, равных ему, в России на сегодняшний день практически не осталось.
Работа предстоит очень сложная. Во-первых, речь идет о значительной по площади территории. Во-вторых, сложности могут быть в инженерном плане, ведь запланирована капитальная реконструкция всех инженерных сетей: водопровода, канализации, электрических и слаботочных сетей.
Хотелось, чтобы в итоге город получил территорию, удовлетворяющую всем современным требованиям: с прогулочными площадками для мам с детьми и для маломобильных групп, велодорожками и, конечно, памятниками, интересными для туристов.
Шестой год подряд институт берет дипломы лучшей проектной организации России и пятый год подряд – диплом победителя конкурса на лучшую проектную организацию СНГ.
Впервые на территории Ботанического сада появятся велодорожки.
– Кто из архитекторов работал над проектом?
– Согласно конкурсу в конце прошлого года разными авторами было подготовлено четыре эскизных проекта. Первый проект делали Нуколова Лариса Александровна и Пославский Борис Дмитриевич, вторая группа – Васильев Владимир Иванович и Васильева Альбина Борисовна, третья – группа Шуляковского Владимира Николаевича, четвертая – группа Ширяева Юрия Михайловича. То есть четыре независимые группы архитекторов предложили четыре разные концепции развития территории.
Все проекты получились очень высокого качества, но полностью взять чей-то не получилось. У одной группы была очень сильная историческая сторона, у другой – сооружения, у третьей – дендрологическая часть. В итоге из всех концепций взяли самые сильные стороны и сделали один.
У юных псковичей появится детский игровой городок с новыми аттракционами.
Главным архитектором проекта по результатам слушаний стала Нуколова Лариса Александровна, главными инженерами проекта – Смирнова Инна Владимировна и Сергеева Анжелика Станиславовна.
Времени у нас было катастрофически мало. Люди работали в выходные и праздничные дни. Новый год, наверное, не отмечал никто. Все понимали, что у области появился шанс получить федеральные средства, причем средства очень значительные. Но для этого необходимо было выполнить проектную документацию, получить положительное заключение государственной экспертизы и представить итоговый документ в Москву.
Наш институт достаточно мощный и по праву считается одним из лучших проектных институтов России. Но все равно пришлось брать на субподряд некоторых специалистов. Мы пригласили архитекторов-генпланистов, которые обладают специальными познаниями и опытом. Например, Пославского Бориса Дмитриевича, который раньше был главным архитектором города. Он, в частности, является автором «таблетки». Предложения Бориса Дмитриевича по реконструкции этого сооружения были и теперь хорошо встречены псковичами. В результате «таблетка» досталась ему. Всего было задействовано почти 20 архитекторов. Мы не разделяем их на своих и чужих.
Кроме архитекторов привлекались реставраторы, в частности Никитин Владимир Евгеньевич из «Спецпроектреставрации». Он разрабатывал стену Окольного города. Ему сам бог велел выполнить и благоустройство территории у крепостной стены, чтобы не испортить то, что было сделано ранее.
Вся территория разделена по зонам: детский игровой городок, парк Пушкина, мемориальная зона, территория городских праздников и так далее. Над каждой будет работать свой коллектив архитекторов.
Даже прогулочные дорожки после реконструкции могут приобрести необычную форму.
– В эти, достаточно жесткие, сроки успеете уложиться?
– Уже прошли слушания, несколько советов, в том числе градостроительный. Собирали мы Псковское представительство Союза архитекторов России. Несколько встреч было в государственном органе по охране памятников.
На сегодняшний день закончена стадия проектной документации. Все отдано на проведение госэкспертизы. Сейчас мы получаем замечания и оперативно их устраняем.
В установленные сроки – до 1 февраля – я думаю, уложимся.
Далее все будет зависеть от Москвы. При положительном решении реализация проекта может начаться уже в этом году.
– Помимо реконструкции уже существующих объектов на этом участке псковичи увидят что-то новое?
– Не хочу говорить об этом, иначе не будет сюрприза. Назову лишь один объект – памятник нашему велосипедисту Глебу Травину, который объехал весь мир на велосипеде. Было решено увековечить этого человека.
– Серьезные перемены ждут Зеленый театр. По условиям конкурса он должен обрести крышу. Рассматривались разные варианты. Архитекторам очень понравился вариант Ширяева Юрия Михайловича, который предложил вантовые – подвесные – конструкции. Но общественность выбрала другой вариант.
Таким предлагали сделать Зеленый театр авторы одного из проектов.
В проекте Шуляковского Владимира Николаевича очень интересным было дополнение к уже существующему фонтану.
При работе над проектом мы уделяли внимание даже таким «мелочам», как скамейки, информационные стенды и так далее. Все не поставишь просто так, иначе не получится исторический Псков. Приедешь и не поймешь, в каком городе находишься.
Возьмем те же деревья. У нас проведена инвентаризация всех деревьев, а это больше 20 гектаров! В Летнем и Ботаническом садах обозначены порода каждого дерева, его диаметр, высота, состояние. Это очень сложная и кропотливая работа. Хорошо, что именно псковская организация занимается этим. У иногородних специалистов такого дотошного отношения к мелочам нет. Они знают, что скоро уедут. А нам не все равно. Мы здесь живем. Вспоминать нас – хвалить или ругать – потом будут долго.
Псковские архитекторы постарались продумать все до мелочей.
– Смогут ли увидеть реконструированную улицу маломобильные группы? Обычно про них забывают…
– Поскольку речь идет об общественных местах, то проект мы согласовывали с обществом инвалидов. По закону так положено. Тесно сотрудничаем также с Постновым Федором.
Что касается пандусов, то их не везде можно установить. Если в парке перепад высот больше 3 метров или по длине требуется больше 36 метров, то пандусы вообще запрещены. Надо сделать что-то другое. Предусмотрены на реконструируемой территории и специально оборудованные туалеты для инвалидов.
Среди предложений псковских архитекторов – восстановление фрагмента рва у крепостной стены, что могло бы позволить оценить реальную мощь оборонительных сооружений.
– Реставрационные работы, в частности, крепостной стены Окольного города входят в проект?
– К сожалению, реставрационные работы проектом не предусмотрены. Если выделяются средства на реставрацию, то не даются деньги на благоустройство. И наоборот. В нашем случае речь будет идти только о благоустройстве.
Единственное, что мы можем сделать – это обозначить хотя бы по поверхности камнями места, где прерывается крепостная стена.
– Головной болью для автомобилистов в центре Пскова давно стали парковки. Запланированы ли новые места?
– Мы собирались со многими городскими службами, в том числе и ГИБДД. Обсуждали транспортную схему, пешеходные маршруты, новые остановочные комплексы для общественного транспорта, а также места парковок.
Будем надеяться, что псковичи смогут увидеть все задумки псковских архитекторов не только на бумаге.
Источник